Заявка на обратный звонок
Контактные данные *
Ваше имя
Телефон
Время звонка
Дата звонка
Удобное время
ч. мин.
Заявка на бронирование квартиры
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект
Новостройки
Количество комнат
Корпус
Выберите офис *
Комментарий
Заявка на бронирование квартиры
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект
Новостройки *
Корпус
Секция
Этаж
№ квартиры на этаже
Выберите офис *
Комментарий
Получить консультацию по квартире
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект
Новостройки *
Корпус
Секция
Этаж
№ квартиры на этаже
Комментарий
Заявка на консультацию в офисе
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект *
Новостройки
Ваш визит *
Офис продаж
Дата консультации
Удобное время
ч. мин.
Комментарий

Точки зрения

портал «Квадрум», Вторник, 13 Октября 2015 г.

Легко ли мы воспринимаем современную градостроительную среду

Районы застройки или отдельные строения мы рассматриваем в разных аспектах: как инженерно-строительные объекты, как функциональные пространства, как некие произведения искусства, порыв творческой мысли, и т.д., и т.п. Естественно, отмечаем качественные характеристики исполнения, применение современных технологий и материалов, эстетические и некие «художественные» особенности. И всё-таки основным критерием останется визуальное восприятие.

Ненаглядная сторона

В середине 90-х годов автору этих строк довелось познакомиться с доктором биологических наук Василием Антоновичем Филиным. Мы сидели с ним в его уютном кабинете небольшого офиса «Видеоэкологии», расположенного в дворике на Большой Дмитровке, и седовласый учёный с мальчишеским запалом излагал свою теорию автоматии саккад (быстрого движения глаз), а мне оставалось лишь внимательно его слушать и... моргать. Да-да, именно моргать! Потому что это наглядно подтверждало те доводы, что приводил мой собеседник. «Если ваш взгляд ни за что не цепляется, то это негативно сказывается на психике человека, у него пропадают эмоции, – говорил он. – Почему на природе глаза отдыхают? Потому что окружение разнообразно: листья на деревьях, лесная тропинка, ручей, облака на небе, пролетающие птицы... Сядьте напротив выкрашенной одним цветом стены — сразу почувствуете разницу!».

Речь зашла о районах плотной городской застройки и промышленных зонах. «Увы, процессы урбанизации, рационализации и индустриализации отдалили нас от визуального идеала: искусственно созданная среда перестала доставлять эстетическое наслаждение и породила большое количество социальных проблем. Архитектура последних 50 лет в этом отношении, а именно своей степенью насыщенности зрительными элементами, в основном отрицательно воздействует на человека», – сделал неутешительные выводы учёный.

Представились безликие московские спальные районы, бескрайние производственные корпуса автогигантов ЗиЛ и АЗЛК, а также заводов «Серп и молот», «Динамо», домостроительных комбинатов, территории промышленных зон и торговых баз. В этом контексте, как из параллельного мира, виделись проекты Фридриха Хундертвассера, который занимался реабилитацией бывших мануфактур — унылых коробок, превращаемых им в сказочные терема. Известный австрийский зодчий считал: использование линейки в архитектуре — преступление. Это инструмент разрушения архитектурного триединства: архитектор + строитель + житель. «Сегодня мы живём в хаосе прямых линий. […] Эти прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться», – вот основные тезисы его творческого кредо. Вполне созвучные тем, что проповедовал Василий Филин.

От частного к общему

Действительно, «загрязнителями» визуальной среды является большое число прямых линий, прямых углов, статичных поверхностей большого размера и бедной цветовой гаммы. И потому, при всем многообразии стилей и жанров, для архитектора путь один — быть оригинальным. А декор зданий, их цвет, размеры — как раз те важные функциональные элементы, что могут разнообразить внешний облик градостроительной среды.

«Говоря об эволюции Москвы с точки зрения архитектуры зданий и о влиянии различных эпох на её архитектурный облик, считаю, что сейчас положение дел лучше, чем было раньше, – продолжает Владимир Биндеман, архитектор, руководитель архбюро «Архитекториум». – Уверен, что должна существовать иерархия пространства, определённая степень приватности: вот квартира, вот двор, а это улица, переулок, площадь... Смотрящий должен понимать, в чём разница этих пространств, чувствовать её. Архитектура аполитична, потому приведу пример из прошлого нашей страны. Даже при Сталине, несмотря на всю его противоречивость, Москва тоже хорошела: хотя в то время истреблялась историческая ткань города, зато появлялась новая, праздничная архитектура, когда в жизнь горожан пришли парки, скверы — те места, где можно проводить время по-особенному, а не буднично, необычно.

Архитектура следует за развитием общества, развитием экономики с её глобальными процессами, за всеми мировыми переделами, за всеми катастрофами, но также и за динамичным, позитивным развитием, продолжает эксперт. «Когда развития нет, когда общество закисает -— киснет и архитектура. Отсюда унылая типовая застройка времен второй половины XX века в СССР. А как только у людей появилась возможность из этого застоя выйти, они сразу стали самовыражаться, что мы увидели позднее, в эпоху свободного рынка. Согласитесь, московская архитектура этого периода серьезно отличается от всего остального», – констатирует он.

«Город — это единство непохожих мест. Каждый квартал должен обладать какой-то своей историей, – подтверждает Наталья Ермоленко, главный архитектор проектов ГК «Пионер». – Для меня, как архитектора, это близко и понятно. И это уже подтверждено градостроительной практикой нашей столицы и крупных европейских городов: дома в центральной части Москвы не похожи друг на друга; в этом их изюминка, их уникальность, их красота. Сейчас в столице идёт активное освоение бывших промышленных зон, так называемых "серых" зон. И новые спальные районы, рождающиеся на наших глазах, на местах бывших промзон, тоже должны быть неповторимыми».

«Нет сомнений, что рынок диктует свои условия, и застройщики в конкурентной борьбе за клиента стараются создавать уникальный внешний образ своего ЖК, – подтверждает Екатерина Батынкова, коммерческий директор группы компаний INSIGMA. – Сегодня уже нет перекоса в сторону практичности и целесообразности, как и полного следования модным трендам. В архитектуре современного города на первый план выходит индивидуальный аспект оформления каждого объекта в грамотном решении комплексной застройки. Поэтому, смело могу сказать, что разнообразие жилых комплексов ничуть не испортит сложившийся городской облик, а, напротив, привнесёт акценты цвета и дизайна. К слову, с течение 15 лет деятельности, наша приняла участие в реализации более 20 проектов, среди которых – ЖК "Полянка Плаза", ЖК "Дворянское гнездо", БЦ "Георг Плаза", БЦ "Волна Тауэр", БЦ "Бахрушина Хаус", комплекс элитных особняков "Итальянский квартал". Каждый из них представляет собой яркий пример индивидуального подхода к проектированию. А для работы над проектами мы привлекали лучших российских архитекторов: Михаила Посохина, Никиту Бирюкова, Сергея Киселева, Сергея Скуратова, Михаила Филиппова и других».

«Для нас art в проекте подразумевает не просто оригинальное оформление чего-либо, но и уникальную работу по благоустройству территории, собственный архитектурный стиль, оригинальную систему общения с жильцами (навигация), соответствующее окружение. Это и благоустроенные прогулочные зоны, и детские площадки, то есть всё то, что украшает здание, а вместе с этим повышает его конкурентоспособность. Здание должно быть гармонично вписано в ландшафтное пространство», – комментирует Станислав Лобанов, директор по маркетингу управления недвижимости Millhouse.

Архитектурное разнообразие — это один из обязательных критериев квартальной застройки, которой в градостроительной политике столицы сегодня отдаётся преимущество, считает и Мария Литинецкая, управляющий партнёр «Метриум Групп». «Помимо этого, для квартальной застройки характерны развитая уличная сеть, дворы без машин, отделение частной жизни от общественной, благоустроенные пешеходные зоны и наличие всей необходимой инфраструктуры в шаговой доступности. В отличие от микрорайонов, такой подход к организации жилой зоны позволяет создавать комфортные пространства, в которых человек не чувствует себя чужим».

Всё хорошо в меру

Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер», полагает, что со временем мы получим совершенно иной визуальный ряд, нежели тот, к которому привыкли целые поколения москвичей. Однообразные фасады уйдут в прошлое, и город постепенно будет менять свой облик. Вместе с тем, он упреждает: «Излишняя пестрота — это тоже неестественно. Здесь в полной мере применимо правило "всё хорошо в меру"».

«Современная архитектура, выполненная по современным технологиям, с применением последнего поколения строительных материалов, безусловно, будет интересна и востребована, – говорит эксперт. – Девизом нашего времени вполне мог бы стать слоган "индивидуальность во всём", который покупатели как мерку прикладывают и к будущему месту жительства. Если проект не вычурный, в нём есть стиль, вкус, он не смотрится инородным пятном на фоне окружающей застройки, а наоборот, вписывается в неё и дополняет, пусть даже и доминирует, то у него есть все шансы на повышенный интерес».

По мнению Екатерины Артёмовой, ведущего специалиста департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья», рынок недвижимости в границах старой Москвы будет развиваться в сторону индивидуальности архитектурных проектов: «Уже сейчас девелоперы по возможности стараются использовать нестандартные цвета и решения. В мире точечной застройки уникальные внешние характеристики являются весомым преимуществом, позволяющим выделить жилой комплекс из числа похожих проектов, подчеркнуть его концепцию и донести до целевой аудитории уникальные качества». 

Индивидуальный подход

«Основной объём новостроек, реализуемых сейчас в столичном регионе, представлен монолитными домами, что уже само по себе предусматривает создание жилых комплексов по индивидуальным проектам. Конечно, однотипность застройки отличает типовые дома, но даже и в таком сегменте возможен прорыв. Современные объекты выглядят намного лучше, чем их предшественники, не говоря уже о такой серии, как «ЕвроПа», где применяется бесшовная технология отделки фасада, – уточняет Яна Сосорева, первый заместитель генерального директора компании «НДВ-Недвижимость». – И хотя архитектура не является первоочередным фактором при выборе жилья, продуманные планировочные решения и привлекательный облик домов благоприятным образом влияет на спрос, а, соответственно, и на стоимость жилья — она возрастает на 10-20 %».

Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований BLACKWOOD, напоминает, что даже давно существующие серии панельных домов сегодня выглядят иначе. В отделке фасадов зданий используются новые материалы и яркие цвета, что позволяет придать совершенно новый облик зданиям, не увеличивая при этом себестоимость строительства за счёт разработки, согласования и утверждения новых проектов.

Тем не менее, Сергей Крючков, директор по проектированию компании Rose Group, уточняет: на разработку индивидуального проекта и его согласование необходимо примерно в три раза больше времени. «Срок разработки уникального проекта (от выдачи ТЗ до получения разрешения на строительство) варьируется от 12 до 14 месяцев при условии достаточного профессионализма как проектной команды, так и заказчика. В случае применения типовых проектов проектируется только генеральный план и конструкции до планировочной отметки пола первого надземного этажа».

«Конечно же, при новом подходе к градостроительству выигрывает и столичный регион, и покупатели. А вот застройщики выиграют не все, а только те, кто готов развиваться и вкладываться в модернизацию своих производств, чтобы идти в ногу со временем и новыми требованиями», – информирует Игорь Сибренков, заместитель генерального директора ООО «Мортон-Инвест». В качестве положительного примера он приводит открытие суперсовременного проектно-производственного комплекса — ДСК «ГРАД», способного выпускать любые виды зданий независимо от сложности проекта, то есть фактически индивидуальных домов индустриальным способом.

«Да, типовой проект дешевле, неоднократно апробирован и строится быстрее за счёт отсутствия необходимости проектирования с нуля. Индивидуальные проекты, в свою очередь, архитектурно интереснее и позволяют застройщику учесть особенности земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство. Они же и дороже по затратам. По нашим оценкам, на долю проектирования, согласования и экспертизы проекта приходится порядка 3-7 % себестоимости строительства. В целом же, на мой взгляд, чем больше разных домов, тем лучше», – уверен Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп».

С чистого листа?

Многие специалисты считают, что особая, разнообразная, а не в прежних традициях окраинных столичных «спальников», архитектурная среда должна стать преобладающей в «Новой Москве». По этому поводу Григорий Алтухов сообщает: «Стоит ли применять идею нового архитектурного облика Москвы повсеместно или же начать с её присоединённых территорий, то здесь можем сказать, что этот процесс так или иначе уже запущен, и не ограничивается каким-либо отдельным районом. В любом случае, каждый проект, прежде чем воплощаться на площадке, проходит этап согласований, где оцениваются его сильные и слабые стороны».

«Говорить о массовом строительстве в "Новой Москве" в контексте создания комфортной среды без утвержденного Генплана несколько преждевременно, –категорично заявляет Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». –Есть риск того, что миллионы квадратных метров жилья, которые уже возводятся на присоединенной территории без профессионального подхода, чёткого плана, современных инженерных коммуникаций, способных обеспечивать серьёзные мощности, превратят жизнь "новых москвичей" в постоянный процесс борьбы за выживание. Планы столичных градоначальников мы сможем реально увидеть лишь к концу следующего года. Надеюсь, что после завершения этой масштабной работы картина прояснится и, возможно, тогда модернизированное типовое жильё с красивыми фасадами и благоустроенными дворами станет органичным воплощением идеи создания комфортной среды для жизни горожан».

Но как бы то ни было, уже можно сделать вывод, что знаменитые слова Михаила Булгакова «Однообразие — смерть, разнообразие — жизнь» приняты основными застройщиками жилых кварталов на вооружение. И новостройки будут радовать всеми своими качественными характеристиками, в том числе внешним видом. 


Новостройки
Квартиры