Заявка на обратный звонок
Контактные данные *
Ваше имя
Телефон
Время звонка
Дата звонка
Удобное время
ч. мин.
Заявка на бронирование квартиры
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект
Новостройки
Количество комнат
Корпус
Выберите офис *
Комментарий
Заявка на бронирование квартиры
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект
Новостройки *
Корпус
Секция
Этаж
№ квартиры на этаже
Выберите офис *
Комментарий
Получить консультацию по квартире
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект
Новостройки *
Корпус
Секция
Этаж
№ квартиры на этаже
Комментарий
Заявка на консультацию в офисе
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект *
Новостройки
Ваш визит *
Офис продаж
Дата консультации
Удобное время
ч. мин.
Комментарий

Президент компании "Мортон": "Наша задача - находить простые решения"

газета «Московский комсомолец», Вторник, 17 Февраля 2015 г.

На прошлой неделе Правительство РФ обнародовало список системообразующих предприятий из всех секторов экономики, которые в кризис получат государственную поддержку и помощь. В их числе оказалось всего 199 организаций, и среди них - компания "Мортон", известная своим стремительным развитием и продвижением на строительном рынке Московского региона. Успех девелоперов и ранее вызывал много вопросов и пересудов среди коллег и конкурентов, теперь же статус "избранной" и вовсе добавил компании недоброжелателей: заговорили о госконтрактах и влиятельных защитниках-лоббистах в высших эшелонах областной и столичной власти. Прозвучали обидные нарекания и в адрес уже реализованных строительных проектов. Всю правду о госконтрактах, близких отношениях с влиятельными чиновниками, а также новых амбициозных проектах компании "Мортон" рассказал "МК" лично ее президент Александр Ручьев.

- Александр Валерьевич, компания "Мортон" может рассчитывать на всестороннюю государственную поддержку. В кризис - это, пожалуй, самая надежная гарантия того, что коммерческая структура удержится на плаву, что ей не дадут "просесть" и оступиться. Как считаете, какие особые достижения компании "Мортон" стали поводом для того, чтобы именно ее включили в список "избранных"?

- Сделано это не потому, что компания "Мортон" была кем-то пролоббирована. На сегодняшний день "Мортон" - одна из самых крупных строительных компаний в России. Мы строим не только жилье, а являемся лидерами по строительству объектов соцкультбыта и объемам инвестиций в реальное производство. Только за прошлый год ГК "Мортон" на собственные средства построила и открыла 10 детских садов и 4 школы, которые безвозмездно переданы правительству Московской области и Москвы. Таких подарков не сделал еще ни один из наших конкурентов. Компания по своей собственной инициативе строит храмы и культурные центры. У нас несколько обширных детских дошкольных образовательных программ, таких как сеть центров "Возрождение", планируется строительство школы-интерната для одаренных детей.

- Кроме чистого девелопмента "Мортон" развивает и собственное производство?

- За последние годы наша компания построила и запустила несколько новейших строительных предприятий - это проектно-производственный комплекс ДСК "Град", которому нет равных во всей России, и завод "Гален", построенный в партнерстве с госкомпанией "Роснано". ДСК "Град" был сооружен за рекордно короткое время - год и несколько месяцев. Объем инвестиций составил 9 млрд рублей. Второе предприятие - это наш инновационный проект, который специализируется на разработке и производстве популярных сегодня композитных материалов. Это не просто завод, но и лаборатория, и внедренческий центр. Продукция будет поставляться не только в Россию, но и за рубеж. Уже подписаны контракты с Мексикой, Арабскими Эмиратами, Англией. Аналогичные предприятия компания "Мортон" будет возводить в Арабских Эмиратах (сейчас мы поставляем туда оборудование), в Судане и Венесуэле. Планы у нас серьезные: мы планируем организовать полный цикл производства композитных материалов, открыть завод по производству базальтовой нити. На днях мэром столицы Сергеем Собяниным было одобрено создание целого кластера строительной индустрии на территории Москвы, резидентом которого станет ГК "Мортон".

- "Мортон" активно продвигает новые виды транспорта, например, скоростной трамвай и "воздушную" дорогу по типу немецкого H-Bahn.

- Да, это наши пилотные транспортные проекты. Совместно с немецкими и японскими инженерами мы проектируем рельсовый надземный транспорт нового поколения, но при этом не просто слепо копируем иностранные технологии, а полностью адаптируем их к российским реалиям. Причем не только в дорожном строительстве, но и в создании инженерных сетей нового поколения. На базе немецких разработок мы совместно со Сбербанком построили современнейшие очистные сооружения в Балашихе. При этом "Мортон" поддерживает и развитие отечественных технологий. Мы воссоздали "Русское техническое общество", сейчас у него в работе находится девять новых проектов. Совместно с Роснано планируем сделать на территории Москвы еще один инновационный центр. На этой неделе наша компания подписывает контракт и становится резидентом Сколково. В партнерстве со Сколково и с Инвестиционным фондом России мы будем создавать сеть техношопов по всей стране.

- Внушительный размах деятельности...

- Согласитесь, что такая компания просто не могла не попасть в список системообразующих предприятий, потому что более современного и масштабного предприятия в России сейчас просто нет. Повторю, что это не чей-то лоббизм, "Мортон" действительно является мощным созидающим звеном в российской экономике. В компании уже сегодня трудится около 7,5 тысячи человек, и если темпы роста будут сохраняться, через год количество работающих достигнет 12 тысяч за счет открытия новых производств.

- Все, что вы описываете, конечно, вызывает восхищение и, простите, грешным делом наводит на мысль, что кто-то вам "наверху" все-таки помогает.

- Успех и динамика развития компании у многих вызывает чувство какой-то нездоровой зависти. В условиях падающего рынка борьба за покупателя, за внимание государства всегда обостряется. Что же касается помощи, если посмотреть на долю государственных контрактов в нашем портфеле, то она составляет менее 10%. И это те контракты, которые мы выиграли на конкурсе. Выиграли только потому, что наши условия оказались лучше, чем у конкурентов. За последние три года мы не получили ни одного контракта на внеконкурсной основе. Причем мы всегда открыто заявляем, что не приемлем никаких коррупционных схем: сами не даем взяток и искореняем те мифы, что за взятку можно получить у нас какой-то подряд. У нас абсолютно прозрачная процедура, многие в ней участвуют и с победителями подписывают контракт на конкурсных условиях, причем эти условия достаточно жесткие, и если подрядчик не выполняет своих обязательств, то контракт расторгается.

- А как вы добиваетесь чистоты тендеров?

- Мы тесно сотрудничаем с силовыми структурами в части выявления разного рода мошенников, которых в связи с обострением экономической ситуации на рынке появилось огромное количество. Не так давно благодаря таким вот совместным усилиям удалось обезвредить банду мошенников, которые на строительном рынке "кинули" пять крупных компаний. И если мы всеми силами пытаемся бороться с криминалом и такими вот коррупционными проявлениями в строительной отрасли, согласитесь, это не повод ставить нам это в вину. Это просто абсурд! Естественно, что будучи крупной компанией с широким спектром интересов, как в сфере ЖКХ, так и в сфере производства строительных материалов, мы часто участвуем в антикризисных штабах и совещаниях. Никаких сакральных отношений с властьимущими мы выстроить не пытались и не пытаемся. Как любой другой участник рынка, мы довольно часто проходим всякого рода проверки, которые только подтверждают доброе имя компании, потому что мы чисты, как в своих намерениях, так и документах.

- Вот вы упомянули о том, что собираетесь строить еще один домостроительный комбинат, рассказываете и о других планах компании, причем это не пустые фантазии. Но даже эксперты говорят о том, что начинать такие проекты в кризис очень рискованно...

- Да, люди говорят: смотрите, они в кризис собираются строить завод, значит, у них точно есть какая-то поддержка правительства. Да любой человек, который сейчас захочет строить завод и вложить 6 млрд рублей в производство, получит поддержку. Но где эти инвесторы? Пусть они придут и покажутся. Их нет, потому что таких людей осталось в России очень мало. Таких компаний осталось в России очень мало, которые в кризис строят, а не закрывают и не сокращают свои производственные программы. Если ты инвестируешь в Россию, являешься патриотом этой страны и отсюда никуда не уезжаешь - все, значит, ты на сто процентов связан с властями и силовиками, потому что нормальные компании в Россию не инвестируют. Многие так считают, но это не наш путь. Есть факты, есть дела, именно по делам и надо смотреть.

- Я понимаю, что быть лидером в нашей стране - это ноша не из легких. Но уж коль скоро мы обсуждаем все слухи и наветы, которые сыплются последние недели в адрес "Мортон", не могли бы вы прокомментировать информацию по поводу очистных сооружений. По вашим словам, компания построила новейшую инновационную очистную систему в Балашихе, а в блогах блуждает информация о том, что "Мортон" чуть ли не отравил речку Пехорку?

- Мы построили самые современные в России очистные сооружения с самой низкой стоимостью очистки. Каждый день лаборатория проверяет воду, все представители министерств и ведомств посетили эти сооружения, замминистра ЖКХ пил из них воду, все живы и здоровы. Вода, которая попадает из этих сооружений в реку Пехорку, чище, чем сама река, в 10 раз! Мы сами заказали экологические исследования русла реки Пехорки, чтобы выяснить, где же эти источники загрязнения? В принципе, мы их уже нашли, а вместе с тем нашли и тех, кто заинтересован в распространении вредной дезинформации. В какой-то степени мы даже благодарны нашим критикам, которые выводят на свет все эти лживые обвинения, хоть и делают они это несколько "по-медвежьи". У нас вся деятельность проходит в абсолютно публичной сфере, и любые попытки найти какие-то несоответствия оборачиваются провалом. По тем же обращениям борцов с очистными сооружениями проведено уже 12 проверок - ничего не нашли! Это и есть лучшая реклама, когда дела говорят за себя. Мы продолжим наш курс на развитие, мы остаемся патриотами России и считаем, что наша страна все равно займет достойное место в мире, и люди, которые в этой стране занимаются созидательным бизнесом, обязательно будут востребованы.

- Вы были представителем от крупных девелоперов при обсуждении Антикризисной программы Москвы, вносили туда свои предложения. С какими предложениями вы выступили, какие из них получили поддержку и были услышаны?

- На заседании правительства я выступал от лица Общества взаимного страхования застройщиков с "выжимкой" из наших общих инициатив. Практически все наши предложения были услышаны и приняты. В частности, был введен мораторий на арендные ставки по земле, мэром было принято решение об отсрочке оплаты вида разрешенного использования, было услышано предложение о пересмотре кадастровой стоимости.

- Расскажите подробнее о ваших производственных проектах, например о комбинате "Град", который в феврале должен заработать в полную силу. Вы назвали это предприятие единственным в России. В чем его уникальность?

- Комбинат "Град" уникален не только для России, но и для всего мира. На нем используется огромное количество инновационых технологий, в том числе семь видов продукции компании "Роснано". На комбинате впервые применяется единый автоматизированный проектно-производственный комплекс, благодаря которому все то, что создает проектировщик в единой базе, тут же поступает в производство, и затем каждое изделие со штрих-кодом поступает на стройку и монтируется там в единую конструкцию. Любые варианты, все что только может родиться в воображении проектировщиков и архитекторов, может быть воплощено на этом комбинате. Мы делаем индивидуальные дома промышленным индустриальным методом. На 85% комбинат автоматизирован и роботизирован. Причем все технологии максимально энергоэффективны. ДСК "Град" сегодня работает на 30% своей мощности, и мы уже монтируем из его изделий дома. Первую продукцию начали получать 1 июля 2014 года, а в 2015 году мы уже получим весь спектр продукции комбината. Начиная с 1 марта, приняв все технологические линии от немецких коллег, мы будем выводить его на проектную мощность. К маю он должен заработать в полную силу.

- И судя по вашим словам, вы на этом комбинате не собираетесь останавливаться.

Планируете строить подобные предприятия - такие же или попроще?

- У нас уже на этот год заложены деньги на строительство второго такого же комбината в Москве при участии Роснано. Сейчас идет оформление исходно-разрешительной документации для его строительства.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об объектах транспортного строительства, которые разрабатывает компания "Мортон". Уже заявлено о строительстве линии легкого трамвая "Бутово-Видное" и проекте "Стрела", который соединит Ильинское-Усово со станцией метро "Мякинино". Что это за проекты и почему вы беретесь за их строительство?

- Во-первых, нам это интересно. Мы видим, что развитие транспорта столкнулось с двумя объективными препятствиями: под землей строить слишком дорого, а наземный уровень весь практически занят. Безусловно, крупные города должны сегодня развивать высокоурбанизированный вид транспорта, который идет над существующими магистралями, то есть занимает верхний уровень. Мы привлекаем японские и немецкие технологии, которые довольно далеко продвинулись в развитии этого вида транспорта, хотя еще в Советском Союзе были разработки, намного опережавшие то, что сейчас делают наши зарубежные коллеги. Итогом европейскоазиатского синтеза должен стать совершенно новый вид транспорта, который будет обладать большим пассажиропотоком, низкой стоимостью и представлять единый вид бизнеса. Ну и дополнительно это позволит осваивать новые земельные участки, потому что сейчас транспортная инфраструктура Подмосковья и Москвы перегружена, и за счет этого вида транспорта мы получим возможность продолжить строительство в Московской области.

- Вы позиционируете этот транспорт, как технологию будущего, а например, о "Стреле" говорится, что уже в 2020 году она будет полностью построена?

- Первые два километра этой дороги будут запущены в 2016 году. Уже работает инженерное российское бюро, которое занимается адаптацией этих технологий к отечественным возможностям.

- Расскажите немного о ваших разработках в жилищно-коммунальной сфере, которая считается сегодня одной из самых отсталых отраслей? Компания "Мортон" возводит целые мини-города, а как насчет новых инженерных сооружений?

- Мы создаем автономные системы жизнеобеспечения для крупных городских поселений. Старая практика, когда новые микрорайоны, оторванные от метрополии, навешиваются на имеющуюся инфраструктуру старого города, в корне ошибочны, потому что ведут к большим издержкам. Поэтому мы предлагаем локальные высокотехнологичные решения, которые работают гораздо эффективнее. В таких условиях жилищно-коммунальный бизнес даже может приносить прибыль. Зачем от центральной котельной за 30 - 40 километров гнать тепло, когда можно поставить локальную станцию и уменьшить потери тепла в 10 раз? Здесь непаханое поле, которое надо активнее изучать и дорабатывать новыми технологиями. Пока мы сосредоточены на оптимизации локальных инженерных решений в виде котельных, очистных сооружений, электросетевых компаний, и у нас это неплохо получается.

- Один из последних проектов компании "Мортон" вызывает противоречивые отклики и всякого рода критику. Речь идет о строительстве в Ильинском-Усово, что находится неподалеку от усадьбы Архангельское. Экологи говорят, что нельзя нарушать в этом месте исторический ландшафт, историки опасаются за сохранность музейного комплекса, а экологи и урбанисты вовсю трубят о том, что транспортная доступность не позволяет возводить в этом районе миллионы квадратных метров жилья.

- У нас по итогам публичных слушаний проект "Ильинское-Усово" отправлен на доработку, то есть мы будем рассматривать теперь не только территорию нашего проекта, а создадим единый комплексный проект застройки всей этой агломерации. Старт проекта сдвигается, но от своих задумок мы не отказываемся. Что касается транспортной доступности, то здесь, как уже упоминалось, будет проложена линия воздушного транспорта на основе технологии H-Bahn - она протянется на 13 километров, предусматривается 10 остановочных пунктов. Проект поддерживается Министерством науки РФ. Хочу повторить, что первые два километра "Стрелы" начнут функционировать уже в следующем году.

- Вы не боитесь, что этим амбициозным планам помешает кризис?

- Этот кризис не первый, который мы переживаем, и я считаю, что он больше искусственный, чем вынужденный. Этот кризис - следствие того, что неправильно настроена финансовая система. Тот капитал, в котором нам отказали западные страны, должен эмитировать наш Центробанк, поставив запрет на спекуляцию с валютой путем фиксации курса. Вот один из выходов из всей ситуации. Сделать деньги доступными для российских предпринимателей и исключить спекуляцию с долларом - и все. Внутри страны существует огромный рынок. Надо прекратить спекуляции на долларе и открыть дополнительные возможности для развития производства. Нужно дать людям надежду: созидайте, торгуйте, а деньги для этого даст Госбанк! Деньги нужно занимать внутри страны, как это делается в развитых странах.

- Позвольте еще один вопрос об участии компании "Мортон" в инновационных проектах. Недавно стало известно, что ваша компания берется за реновацию свалки в районе Некрасовка. Строительство парка отдыха компания целиком берет на себя?

- Да, целиком, то есть реновацию мы будем проводить на внебюджетные средства, прошу заметить. Этот проект будет иметь достаточно длительный срок окупаемости, но он позволит существенно улучшить характеристики нашего микрорайона и качество нашего жилья. Мы сделаем на месте старого полигона парк семейного отдыха. Учитывая, что к разработке проекта привлечены ведущие компании мира из Дании и Германии, мы рассчитываем, что решение этой задачи будет успешным. А дальше подобная практика точно вызовет интерес внутри страны, ведь в России огромное количество подобных свалок (возьмите то же Саларьево, те же Химки). Да, они требуют рекультивации, но кто за это возьмется и что там будет? Думаю, что превращение этих свалок в парки семейного отдыха, как это делают датчане, - это прекрасная идея, которая, безусловно, найдет государственную поддержку. Хотя, возможно, нас опять будут обвинять в том, что мы имеем связи с чиновниками! А ведь мы просто беремся за то, что лежит на поверхности. Но почему-то нет желающих вложить в подобную рекультивацию собственный миллиард рублей. Когда ты вкладываешь свои деньги, у многих в голове происходит "короткое замыкание", потому что, на их взгляд, это не логично.

- Еще один подобный проект - это создание российской "Силиконовой долины" вокруг вашей альма-матер - Физтеха?

- Это будет уникальная инфраструктура для развития науки в нашей стране - своеобразный технокластер, в котором объединятся наука, образование и бизнес. Общая площадь нашей "долины", занятой IT-кластерами, бизнес-парками, научно-исследовательскими институтами, займет порядка 500 тысяч кв. м. Уже сегодня на севере Москвы мы ведем строительство первого IT-технокластера площадью 30 тысяч кв. м. Камень в его основание заложил мэр Москвы. Знаменательно, что уже к лету прошлого года сложился пул резидентов, хотя строительство еще только началось. Первый корпус будет сдан уже в первом квартале этого года. К слову, сейчас мы планируем подписать соглашение со Сколково о создании сети техношопов, которые, возможно, станут драйвером экономического роста всей страны.

- Кризис повлиял на ваши планы?

- Да, повлиял. Мы отложили развитие нескольких новых проектов в высокой ценовой ниши. Это были проекты жилья бизнес-класса. Изначально "Мортон" сократил свои планы строительства на 30%, оставив в портфеле только эконом-класс. Но видя, как сейчас все развивается, мы вводим на стройку два новых проекта - это микрорайоны "Северный" и "Жемчужина Зеленограда". Тем самым мы в этом году построим даже больше жилья, чем в прошлом, а в 2014-м мы ввели в эксплуатацию более 1 млн квадратных метров.

- Кризис не нарушил ваших планов, не подорвал веру в свои силы. Каков ваш рецепт развития бизнеса в такое непростое время?

- Я - патриот, в свое время в Советском Союзе получил фундаментальное техническое образование, закончил Московский физико-технический институт, и многие вещи, которые сейчас делает Европа и Азия, разрабатывались в том или ином виде в советское время. Мы далеко опережали их, как в композитных материалах, так и в космических технологиях, в самолетостроении. Мы были настолько далеко, что Западу потребовались многие годы, чтобы догнать тот Советский Союз, который был 20 лет назад. Мое глубокое убеждение, что сегодня нас пытаются перевести на очень сложный технологический базис, который не позволит нам развиваться, мы всегда будем чувствовать себя в роли догоняющей страны. Поэтому наша задача сейчас - это находить простые решения для тех потребностей, которые стоят перед бизнесом и перед страной. В этом и есть наша сила. Мы берем лучшие иностранные достижения и пытаемся упростить и перевести на российскую технологическую платформу. Такие технологии становятся конкурентоспособными на азиатском рынке, потому что азиатский рынок также развивался на технологическом базисе Советского Союза. Такие страны, как Индия, Вьетнам, Монголия, тяготеют к российским технологиям, которые являются продолжением советских. Я считаю, что мы должны немного переориентироваться и с новым вниманием посмотреть на Азию. Ну естественно, не забывая свою страну. Господь дал нам землю, природные ископаемые, которых нет нигде в мире, и дал нам мозги, чтобы сочетать все это и производить то, что нам нужно. Вот три основы для развития, которые позволяют нам двигаться дальше и добиться успеха.


Новостройки
Квартиры