Заявка на обратный звонок
Контактные данные *
Ваше имя
Телефон
Время звонка
Дата звонка
Удобное время
ч. мин.
Заявка на бронирование квартиры
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект
Новостройки
Количество комнат
Корпус
Выберите офис *
Комментарий
Заявка на бронирование квартиры
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект
Новостройки *
Корпус
Секция
Этаж
№ квартиры на этаже
Выберите офис *
Комментарий
Получить консультацию по квартире
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект
Новостройки *
Корпус
Секция
Этаж
№ квартиры на этаже
Комментарий
Заявка на консультацию в офисе
Контактные данные
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
Выберите объект *
Новостройки
Ваш визит *
Офис продаж
Дата консультации
Удобное время
ч. мин.
Комментарий

Передел рынка недвижимости закончен

Портал о недвижимости Realto.ru, Четверг, 27 Декабря 2012 г.

По итогам прошедшего года на московском рынке недвижимости окончательно оформилась тенденция: вместо старых лидеров, наконец, пришли новые игроки, про которых почти никто не знал раньше. Причем это касается не только девелоперов, но и риэлторов.

Во время последнего кризиса на рынке недвижимости ходила такая популярная шутка, что девелоперы, как бабочки, живут от одного экономического спада до другого. Неслучайно большинство крупнейших компаний, «гремевших» на рынке недвижимости в 2000-е годы, появились на волне кризиса 1998 года, а прославились в основном начиная с 2005 года. Однако к 2008-2009 годам большинство этих компаний были настолько закредитованы, что не смогли работать в условиях стрессовой ситуации, и в итоге оказались на грани банкротства. Существенное отличие последнего кризиса от предыдущего заключается в том, что сами компании не исчезли. Портфель проектов и объем площадей были так велики, что просто перевернуть страницу, распустить людей по домам и закрыться было невозможно. В результате сами компании остались на рынке, но зачастую сменили топ-менеджеров и собственников. Некоторые из них, несмотря на серьезные изменения, сохранили прежние названия, например, как ГК «ПИК», другие решили вступить в новую жизнь с новым именем, пусть иногда и связанным с предыдущим.

Пожалуй, ни на каком другом рынке в России после кризиса не было так много ребрендинга, как на рынке недвижимости: часть империи Владимира Евтушенкова «Система-Галс» превратилась в «Галс-Девелопмент», «Дон-Строй» Максима Блажко и Дмитрия Зеленова — в «Дон-Строй-Инвест» под контролем «ВТБ», МИАН Александра Сенаторова — в Kopernik Group, созданная Сергеем Полонским корпорация Mirax Group — вначале в «Potok8», потом — просто в «Potok», RGI Бориса Кузинца вернула себе старое имя Rose Group и т.д. Далеко не все компании сменили своих владельцев, но их позиции на рынке существенно изменились. Например, мало кто мог представить, что некогда один из столпов риэлторского бизнеса в России — «МИАН» — лишится своей штаб-квартиры, а один из основателей элитного рынка — RGI — вместо дорогих домов на Остоженке своим флагманским проектом сделает строительство жилья эконом-класса в Митино. В 2012 году «Эксперт» опубликовал рейтинг самых крупных застройщиков московского региона. Например, согласно этому рейтингу, ГК «Мортон» лидирует по объемам текущего строительства на территории ближайшего Подмосковья и Новой Москвы. Ее доля оценивается в 11%. Далее следует ИГ «Абсолют» (6%) и ГК «МИЦ» (4%). Среди самых заметных компаний также называют Tekta Group и ФСК «Лидер». Несколько лет назад ситуация была принципиально иной, и лидеры были совсем другие.

Еще более показательна ситуация на риэлторском рынке: хотя порог входа здесь намного ниже, чем у девелоперов, крупных компаний здесь гораздо меньше, и потому смена лидеров гораздо более заметна. Так, все чаще среди крупнейших игроков участники рынка называют Est-a-Tet и «НДВ-Недвижимость», стремительно ворвавшиеся на рынок в кризис. Обе компании сделали себе имя на новой схеме продажи новостроек в жилом комплексе «Марфино» и других проектах «Ведис групп». Причем Est-a-Tet долгое время ошибочно связывали с компанией «Миэль», в которой когда-то работали многие ее сотрудники, включая основателя компании Кайдо Каарма. Более того, именно этот фактор пытались использовать ее конкуренты, уверяя, что речь идет всего лишь о ребрендинге еще одного структурного подразделения «Миэль». Действительно, в разное время «Миэль» создавал различные подразделения под другими именами, например, можно вспомнить агентство элитной недвижимости «Усадьба» или кредитного брокера «Мультиброкер», но на этот раз ситуация иная. Все слухи об аффилированности Est-a-Tet с «Миэль» впоследствии не подтвердились. Более того, на сегодняшний день Est-a-Tet конкурирует с «Миэлем» по многим объектам, то есть можно говорить о появлении полностью новой компании и одного из свежих лидеров рынка. Кстати, политика двух компаний существенно отличается: если «Миэль» изначально создавалась как агентство на рынке вторичного жилья, а отделы по новостройкам, загородной и коммерческой недвижимости появились в компании уже в нулевых годах, то «Est-a-Tet» с самого начала специализировалась только на первичном рынке, причем во всех сегментах: от элитных новостроек до доступных проектов в Москве и Подмосковье. Но в целом появление новых игроков и их усиление очень вписывается в канву посткризисного изменения рынка.

Другое дело, что новым компаниям уже нельзя работать так, как привыкли многие до кризиса. Уже стало притчей во языцех, что во всех сегментах, включая самый доступный, покупатель стал гораздо более разборчив и предъявляет все больше требований к риэлторам. Если еще недавно многие агентства недвижимости не гнушались перепродавать телефоны потенциальных покупателей друг другу, организовывать спамерскую рассылку по клиентам и без перерыва им названивать, то теперь все по-другому. Как рассказывают риэлторы, покупатель все чаще интересуется схемой сделки, возможностями ипотечного кредитования, подробно просчитывает дополнительные расходы и т.д. Конечно, все эти изменения происходили постепенно, но в итоге вполне сложились в единую картину, то есть посткризисная трансформация рынка окончательно произошла, и потому неслучайно, что борются теперь за покупателей совсем другие компании, чем раньше.


Новостройки
Квартиры